Тории Сунэ'эмон был асигару, который служил семье Окудайра, вассалам Токугавы. О его ранней жизни почти ничего не известно, согласно немногим документам, он родился в уезде Хой провинции Микава (в настоящее время – район Ичида города Тоёкава в префектуре Аичи), как говорят, вначале он не был прямым вассалом семьи Окудайра, а вассалом вассала (байшин); к тому времени, когда он принимал участие в битве при Нагасино, ему исполнилось 35 лет.
Перед тем как перейти к подвигу, который Тории Сунэ'эмон совершил в битве при Нагасино, сначала нужно объяснить контекст этой битвы. Господином Тории в 1575 был Окудайра Садамаса (1), сын Окудайры Садаёши. Окудайра были лояльны Токугаве, но в 1572 они были вынуждены объединится с силами Такеды. После смерти Такеды Сингена они нарушили этот союз, чего сын Сингена Кацуёри не простил им. Жена и брат Садамасы, бывшие заложниками в Каи, были распяты в качестве наказания за это предательство. Восстание Окудайры предшествовало битве при Нагасино. Тем не менее, основной интерес в этой войне для Кацуёри состоял в том, чтобы взять крепость Окадзаки – столицу провинции Микава, где была расположена резиденция Токугавы Иэясу.
30 мая 1575 года силы Такеды (15 000 человек) покинули крепость Кофу. Главной целью Такеды Кацуёри была столица – Киото, где он собирался получить контроль над страной. Но перед тем, как добраться до Киото, сначала нужно было захватить провинции Микава и Овари, земли, которыми владели Токугава Иэясу и Ода Нобунага. Этим решением Кацуёри пошёл против воли не только 24 лучших генералов Сингена, которые ещё сражались с Уэсуги Кенсином на севере, но и собственного отца, который пообещал вассалами отказаться от завоеваний после смерти. Кроме того, за день до отъезда отмечали годовщину смерти Такеды Сингена, и они пошли молиться в храм Сингена. Тем не менее, неуёмное желание Кацуёри превзойти своего отца привело клан к потере, несмотря на все молитвы, сделанные в тот день. Кацуёри всерьёз рассчитывал, что сможет победить клан Токугава, так как подкупил в управлении высокопоставленного человека по имени Ога Яширо. Этот человек имел большое значение в финансовых делах Токугавы и такую неприкосновенность, что никто не мог предположить заговор. Замок Окадзаки находился в ведении Нобуясу - сына Токугавы Иэясу. Кацуёри думал, что его успех несомненен, ведь Токугава Иэясу отсутствовал. Но до того, как Кацуёри достиг Окадзаки, заговор был раскрыт, а Ога Яширо казнён (2). Кацуёри услышал эту новость, когда был в непосредственной близости от Асуке. Понимая, что не может атаковать Окадзаки, он свернул в сторону на восток к Цукуде. Достигнув реки Тоёкава, он продолжил движение на юг. 13 июня он сжёг крепости Ниренги и Ушикубо, которые выступали в качестве обороны замка Ёшида. Дойдя до замка Ёшида в Тоёхаси он с удивлением узнал, что Токугава Иэясу также находится в этом месте! Иэясу предвидел его ход, и считая, что замок Ёшида является второй целью Кацуёри, оставил крепость Окадзаки на сына и ушёл в спешке с 7 000 человек.
![](http://3.firepic.org/3/images/2014-06/25/qkjzfkuz9ilm.jpg)
Скоро стало очевидно, что осада замка Ёшида потребует времени у Кацуёри, который боялся нападения с тыла. Поэтому Такеда отказались от этой цели и обратились к другой. Не смотря на большое нежелание оставлять замки Нода и Цукуде позади, они направили своё внимание на последнюю крепость, расположенную у реки, надеясь, наконец, вырвать победу и приз в этой неудачно начавшейся кампании. В замке Нагасино (сейчас он расположен за пределами города Шинширо в префектуре Аичи) находился небольшой гарнизон Токугавы, а контролировал его ненавистный враг Кацуёри - Окудайра Садамаса. Замок был построен высоко на краю утёса, где реки Оногава и Такигава сливаются и действуют как естественный ров. Тактическое преимущество этого места очевидно: замок защищает провинцию Микава от нападений Такеды с севера, а также создает доступ к владениям Такеды и угрожает путям снабжения этого клана. Осада началась 17 июня 1575 и длилась четыре дня. 500 человек Окудайры держались стойко. К сожалению, Такеда удалось проделать брешь в стене, вынудив защитников отступить во внутренний двор крепости. К тому же гарнизону угрожал голод, так как противник сумел поджечь огненными стрелами склад с едой на северной стороне замка. Было невозможно покинуть замок, окруженный со всех сторон армией Такеды, чтобы попросить о помощи, так как враг натянул сети на реке, пытаясь предотвратить любую попытку спасения.
Тем временем 23 июня к Токугаве в Окадзаки присоединяется его союзник Ода. Незадолго до этого дня, в полночь, человек по имени Тории Сунэ'эмон станет легендой за свой героизм. Учитывая остроту ситуации, Тории решает отправиться за помощью, преодолев линии врага. Он хочет попросить подкрепления у Токугавы Иэясу. Под покровом ночи 22 июня Тории спускается с утёса и без шума плывёт по течению реки Тоёкава на запад, перерезав сеть, натянутую в воде. На следующее утро он зажёг костер на горе Гамбо, чтобы уведомить гарнизон о том, что он смог уйти благополучно. Затем он продолжил свой путь, чтобы достичь крепости Окадзаки, расположенной приблизительно в 65 км от Нагасино. Там его тепло встретили и приветствовали его действие. Он сообщил, что гарнизон был готов пасть и, прежде чем он покинул замок, Окудайра Садамаса собирался совершить сэппуку, чтобы спасти жизни своих людей. Ода и Токугава пообещали отправить свои войска на следующий день.
![](http://5.firepic.org/5/images/2014-06/03/wfab8xc7w6q2.jpg)
Тории Сунэ'эмон снова собрался в дорогу, направляясь обратно в Нагасино. Чтобы сообщить гарнизону, что помощь уже в пути, он зажёг три новых костра. В тоже время он решил не ждать подкрепления на холме, а попытался вернуться в осаждённую крепость тем же путём, которым ушёл. К сожалению, Такеда заметили горящие костры на холмах и разрезанную сеть и пришли к выводу, что кто-то сбежал. Таким образом 24 июня Тории был схвачен в деревне Аруми возле замка и предстал перед Кацуёри. Последний предложил сохранить жизнь Сунэ'эмону, если солдат согласится вступить в ряды Такеда. Тории не отказался от этого предложения, но недоверчивый Кацуёри потребовал доказать ему свою верность у крепостных стен, прокричав, что помощь не придёт и лучше сдаться. Кацуёри понимал, что поскольку к Нагасино направляется подкрепление, то у него осталось совсем мало времени, чтобы взять крепость. Но весть о том, что подкрепления не будет, подорвёт боевой дух противника, заставив его наконец-то прекратить сопротивление. Тории ставят лицом к стене в окружении людей, угрожающих ему копьями, но он кричит, что армия Оды и Токугавы уже в пути, поэтому им надо продержаться ещё 2-3 дня! Это смелость стоила ему жизни. Неясно, был ли он распят до этого заявления или после, но результат был тот же: он умер у Нагасино.
![](http://6.firepic.org/6/images/2014-03/30/65926bkotsj6.jpg)
Мичихиса Очиай - вассал Такеды (потом Токугавы) был тронут храбрым поступком Тории Сунэ'эмона и нарисовал на флаге изображение распятого Тории. Это изображение его семья продолжает носить до сих пор на своём моне. Флаг хранится в библиотеке университета Токио. После того, как битва была выиграна совместными силами Токугавы и Оды, семья Тории, который был простым асигару, была повышена до статуса самураев и служила семье Окудайра до конца периода Эдо.
Поколения потомков наследовали имя Сунэ'эмон, которое стало знаменитым. Учитывая подвиг отца, Сунэ'эмон Нобуаки получил 100 коку и стал подчинённым у Мацудайры Иэхару - сына Окудайры Садамасы и Камэ-химэ (старшей дочери Токугавы Иэясу от его первой жены Цукияма-доно). Сунэ'эмон Нобуаки вернулся к Садамасе после того, как Иэхару умер молодым. Он участвовал в битве при Сэкигахаре, арестовал в Киото Анкокуджи Экея, поэтому за достойную службу его доход был увеличен до 200 коку. 13 потомок - Сунэ'эмон Акиджи стал каро (советником даймё), а все потомки семьи встречали радушный приём. Род Сунэ'эмона продолжает существовать в настоящее время.
Кроме того, говорят, что могила Тории Сунэ'эмона сохранилась до настоящего времени в родных местах его жены у деревни Цукуде (город Шиншичиро), где храм Кансен-джи был возведён для того, чтобы Ода Нобунага совершил там по Тории Сунэ'эмону похоронный обряд.
Существует теория, что не только Тории Сунэ'эмон смог спастись из замка Нагасино, но и другой асигару по имени Судзуки Киншичиро Шигемаса был или попутчиком, или вторым посланником. В «Дневнике Нагасино» отмечено, что Киншичиро сбежал из замка вместе с Сунэ'эмоном и был посланником в замок Окадзаки. Есть источники, которые говорят, что Киншичиро был отправлен в погоню за Сунэ'эмоном. Тем не менее, нет никаких упоминаний о Киншичиро ни в биографии и генеалогии Окудайры, ни в «Истории Микавы». Кроме того, даже если Киншичиро был посланником вместе Сунэ'эмоном, он остался в замке Окадзаки после того, как попросил подкрепления, а в Нагасино вернулся только Сунэ'эмон.
В 1923 году рядом с местом, где был казнен Сунэ'эмон, была открыта станция вокзала, которая носит название "Станция Тории."
(1) Окудайра Садамаса 奥平 貞昌 (1555 – 11 апреля 1615) после битвы при Нагасино стал известен как Окудайра Нобумаса 奥平 信昌, так как Ода Нобунага разрешил ему использовать иероглиф своего имени за стойкость в защите замка и участие в битве при Нагасино.
(2) Ога Яширо был казнён на редкость жестоко и мучительно – ему отпилили голову тупой бамбуковой пилой. Популярная бамбуковая пила)) |